Иерусалим - город парков

Иерусалим - город парков

1. Иерусалим – не только самый большой город Израиля, но и самый парковый. А самый большой парк столицы – это Парк Сакер. Во время Войны за Независимость на его месте была импровизированная взлетно-посадочная полоса для небольших самолетов, с помощью которых в блокадный город доставляли провизию и боеприпасы. Тут же действовало временное кладбище, поскольку основное еврейское кладбище на Масличной горе было отрезано арабскими бандами от еврейских кварталов города. Парк в английском стиле здесь разбили только в середине 1960-х.

2. Огромную центральную лужайку Парка Сакер облюбовали приверженцы заморских видов спорта, для которых в Иерусалиме нет специальных площадок, - бейсбола, американского футбола и крикета. Но главная слава парка заключается все же в том, что он способен превратиться в колоссальный полигон для мангалов. Происходит это по меньшей мере два раза в год: в День независимости и на праздник Мимуна, который отмечается евреями-выходцами из Северной Африки.

3. В 2013 году в Парке Сакер появился и своеобразный памятник. Две круглые каменные стелы как будто образуют стены окопа. Проходя между ними, посетитель словно отключается как от городской суеты, так и от паркового спокойствия и погружается в мир памяти. На стенах высечены имена бойцов, погибших за Иерусалим во время Войны за Независимость. Это мемориал бригады "Харэль", отстоявшей половину города в 1948. В центре круга растет одинокое дерево, словно подчеркивающее тотальный минимализм памятника. Впрочем, оно не должно было быть частью мемориала – в проекте архитектора Дани Каравана его нет. Все дело в том, что Караван принципиально противится выкорчевыванию деревьев, и если на месте его работы что-то растет, он просто создает свое творение вокруг зеленых насаждений, "вживаясь" в существующий пейзаж.

4. Парк роз, или Парк Воль, находится в самом сердце правительственного квартала Иерусалима, между Кнессетом и Верховным судом Израиля, и мангалов тут не найдешь. Поначалу, правда, и никаких роз здесь не было, да и зайти в парк простой смертный не мог – создавали его для проведения государственных церемоний. Разумеется, долго такая закрытость в известном своей демократичностью и даже эгалитарностью Израиле продержаться не могла, и уже в 1960-х годах парк открыли для всех. В 1978 году Израиль удостоился права организовать всемирную выставку роз. Для ее проведения искали подходящее место, искали долго, но не нашли – и поэтому решили такое место создать. С подачи тогдашнего иерусалимского мэра (и благодаря пожертвованию филантропов Мориса и Вивьян Воль) парк у Кнессета превратился в розовый сад, и сегодня здесь произрастают 15 тысяч кустов роз более 400 сортов!

5. Между прочим, на территории Парка роз находятся три древние еврейские могильные пещеры времен Второго Храма. А вот византийская мозаика, которую можно увидеть тут же, привезена в парк из других мест, с северо-востока Израиля. Еще здесь обитают знаменитая бронзовая Менора Кнессета, подаренная когда-то британским Парламентом, и… демонстранты. Демонстранты, конечно, меняются: ввиду близости парка к входу в Кнессет его естественным образом облюбовали все протестные движения, и время от времени тут собираются пикетчики самого разного толка от бастующих рабочих до сторонников легализации марихуаны. Учитывая красоты парка и чарующий аромат роз, это не самое плохое место для протеста.

6. В отличие от этого, в Парке Колокола свободы собирается в основном спокойная семейная публика. Секрет названия разгадывается без труда, если принять во внимание, что парк создали в 1976 году. США отмечали тогда 200-летие независимости, и в центре парка установили точную копию легендарного Колокола свободы из Филадельфии. Высеченная на нем надпись «И объявите свободу на земле всем жителям её» как нельзя лучше подходит именно Израилю, ведь эта библейская цитата провозглашает принцип юбилейного пятидесятого года, год, когда в Земле Обетованной проданные и заложенные земли возвращались к прежним владельцам, рабы получали свободу, прощались долги должникам, а земля отдыхала от полевых работ. Кроме Израиля, "сестрами" филадельфийского колокола могут похвастаться только четыре страны – Франция, Германия, Бельгия и Япония.

7. Справедливости ради, нужно признать, что главным любимцем детворы, посещающей этот парк, является не Колокол свободы, а великолепный дракон Джерри работы скульптора и архитектора Ульрика Плеснера. Колоритный датчанин Плеснер, успевший поработать по всему миру от Лондона до Шри-Ланки, прибыл в Израиль в 1972 по следам любви, а уже в 1974 году его назначили главным городским архитектором израильской столицы. Несмотря на то, что в Иерусалиме немало его творений, особенно гордится он именно парковым драконом. На очаровательном Джерри (в прямом смысле – ведь на него так просто и приятно забраться) выросло уже два поколения иерусалимской детворы, а то, что словно вырастающий прямо из земли дракон раз в несколько лет меняет цвет лишь придает ему дополнительный шарм.

8. Парк Колокола свободы примечателен еще и тем, что в нем уже более тридцати лет располагается кукольный театр "Карон" (что на иврите означает "Вагончик"). В 1981 году в парк привезли вышедший из употребления железнодорожный вагон, в котором поначалу и шли спектакли. Четыре основателя "Вагончика" - Майкл Шустер, Марио Котляр, Адаса Эфрат и Алина Ашбель – фактически первыми познакомили израильтян с многогранностью и безграничными возможностями кукольного искусства. Теперь в Израиле немало кукловодов (многие из них выпускники школы-студии, работающей при театре "Карон"), а тогда это была первая кукольная площадка страны.

9. Парк Блумфильд начинается прямо напротив Парка Колокола свободы, и его тоже спланировал Ульрик Плеснер. Несмотря на небольшие размеры, чего тут только нет: и фактурные оливковые деревья, и фантастической красоты газоны, и таинственная пещера, которую долго считали местом захоронения семьи Ирода Великого. Внушительную пещеру, часть которой была высечена в скале, а часть построена, разграбили, очевидно, не одну сотню лет тому назад. Однако исследователи продолжают пытаться разгадать ее секрет: большая площадь (центральное помещение и четыре расходящиеся от нее комнаты), гладкая облицовка, впечатляющие саркофаги, огромный вход с аркой и огромный же камень, закрывавший этот вход, – все это свидетельствует о высоком статусе ее древних "обитателей". Отсутствие в пещере каких-либо вытесанных надписей лишь добавляет ей таинственности.

10. И все же самой примечательной визуальной достопримечательностью парка считается Львиный фонтан. Его в 1989 подарило городу правительство ФРГ, и тогда это был первый в Иерусалиме фонтан. Немецкий художник и скульптор Гернот Румпф, которому поручили создать подарок, прежде чем приступить к работе долго гулял по городу в поисках идей и музы и не забыл, в частности, посетить Библейский зоопарк. В результате, фонтан из позолоченной бронзы содержит такое количество мотивов и хитрых намеков, что на нем вполне можно основать фабулу следующего бестселлера Дэна Брауна. Вот лишь некоторые из них: центральное строение фонтана – это райское древо, а три переплетающихся ствола олицетворяют иудаизм, христианство и ислам, вместе образующие древо жизни; семь отверстий для воды в стволе напоминают о типологическом числе Библии, а вот четыре разлома символизируют четыре реки, вытекавшие из райского сада; львы конечно же являются символами Иерусалима, ну а мыши словно вышли со страниц известной притчи, в которой крошечная мышь спасает царя зверей.

11. С 1948 по 1967 год Иерусалим был разделен между Израилем и Иорданией, и для города и его жителей это конечно было трагедией. Странным образом, от раздела выиграл только Иерусалимский ботанический сад. Точнее, сады. Дело в том, что ботанический сад при Еврейском университете на горе Скопус был создан известным ботаником Александром Эйгом, уроженцем Минска, еще в 1931 году, но из-за того что с 1948 года он оказался де-факто отрезанным от Израиля, университету пришлось создать еще один ботанический сад в западной части города.

12. Основную часть своего детища Эйг посвятил флоре Земли Израиля. На небольшой территории сада он воссоздал разные климатические зоны страны – средиземноморские рощи, речные берега, миниатюрные дюны – и на каждой из них высадил соответствующие растения. Другим источником пополнения сады были экспедиции в соседние страны, в частности, из Ливана Эйг привез 350 саженцев известного по Библии ливанского кедра. Новый ботанический сад на западе города стали обустраивать практически сразу после Войны за Независимость. Правда, для широкой публики он окончательно открылся только в 1985 году, зато в нем представлены деревья, кусты и цветы со всего мира. Какой из двух ботанических парков лучше? Пожалуй, стоит посетить оба.

13.Находящийся в респектабельном районе Рехавия Парк Кузари известен своим "самопожертвованием". Дело в том, что прямо рядом с парком, в простом многоквартирном доме жил Ицхак Бен Цви, избранный в 1952 году президентом Израиля. Поскольку согласно государственному протоколу первому лицу страны полагается встречать важных гостей, часть парка пришлось на время переделать под официальный президентский сад для приемов. Как часто бывает, временное оказалось постоянным: Бен Цви давно умер, но отобранный кусочек парка публике пока так и не вернули.

14. Больше всего названий за свою полувековую историю сменил небольшой парк, находящийся в самом центре Иерусалима между улицами Короля Георга и Бен-Йехуда. Поначалу его называли Ямой Шибера по имени арабского подрядчика Джорджа Шибера, владевшего когда-то этим земельным участком. В конце 1920-х здесь располагалось футбольное поле иерусалимского "Хапоэля", но Шибер хотел построить на его месте высотный дом. В 1936 году долгожданное разрешение на это поступило, и был выкопан котлован, однако арабские беспорядки положили конец всей затее. Поступившее после Второй Мировой предложение некого египетского бизнесмена построить на месте Ямы самый высокий небоскреб Ближнего Востока также осталось на бумаге, и в результате после возникновения Государства Израиль котлован облагородили, разбив в нем общественный парк.

15. Золотая пора Ямы Шибера наступила в 1956 году, когда в Израиль прибыла уже упомянутая Менора Кнессета. Поскольку Кнессет тогда располагался не на нынешнем месте, а в центре города, роскошную бронзовую Менору установили в Яме Шибера, заодно переименовав ее в Парк Меноры. И хотя уже через десять лет Менора перекочевала в Парк роз, название парка сохранялось. В 1997 году в нем установили статую "Лошадь мира", подарок Словении к 3000-летию Иерусалима, в результате чего большая часть иерусалимцев кличет бывшую Яму Парком лошади…

16. В продолжении скульптурно-зоологической темы нельзя не упомянуть другой парк Рехавии, официально носящий название Парк Элиэзера Елина. Неофициально же жители района предпочитают называть его Парком жирафа или Парком лягушки, ведь именно статуи этих животных его украшают. Жирафа же обычно кличут Голландским Яном в честь праведника мира Яна ван Хольста, зятя создателя скульптуры.

17. Самый странный – а также самый длинный и самый узкий парк города – это конечно Парк рельс (или на иврите Парк ха-Месила), образованный вдоль бывшего маршрута поезда и пролегающий чуть ли не от въезда в Иерусалим до самого городского центра, где когда-то располагался центральный железнодорожный вокзал. После того как по старым османским путям перестал ходить поезд, перед городскими властями встал вопрос, что делать дальше с узкой полосой земли. На ней, разумеется, могли разместить новую дорогу или жилые дома, но победила совсем другая идея: превратить пути в зеленую нить садов, газонов, цветов и практически райского спокойствия. Сами рельсы, между прочим, специально не демонтировали, и теперь они, нисколько не мешая гуляющим, продолжают напоминать о транспортной истории Иерусалима. В 2013 году планировщикам парка вручили заслуженный приз за реализацию самой оригинальной парковой идеи.

18. Самым большим парком Иерусалима считается Лес Мира. Его высадили на месте бывшей ничейной территории в 1968 году, сразу после освобождения восточной части Иерусалима и объединения города. Помимо захватывающих дух видов на Старый город и Храмовую гору парк известен проходящим через него древним акведуком – именно по нему в эпоху Второго Храма в город поставляли воду. Акведук обнаружили только в 1989 году, а несколько лет спустя, во время празднования 3000-летия Иерусалима, честь посадить дерево в Лесу Мира предоставили многим знаменитостям от Горбачева и Берлускони до Хулио Иглесиаса.

22ccbd2133dfd95fc7b61774cdf4a569_resized_100_3340.jpg

19. Парк Тедди, самый новый иерусалимский парк, считается и самым технологичным. Все дело в ультрасовременной системе светомузыкальных фонтанов, создающей феерию цвета, мелодий и танцующих водных потоков. Ансамбль поющих фонтанов включает 256 струй воды и примерно 1500 специальных ламп. Для полноты ощущений стоит лицезреть последние, вечерние сеансы, когда на Иерусалим опускаются сумерки. В темное время суток шоу смотрится необычайно эффектно.

20. А самый старый городской парк примыкает к комплексу зданий иерусалимской мэрии. Парк Даниэль открылся еще в 1892 году – тогдашние турецкие власти решили одним махом две задачи: обрели достойное место для маршировки церемониальных караулов и заодно создали парк, "как в Европе". В парке, носившем имя османского вельможи Джемаль-паши, был пруд с рыбками, ажурная беседка, а раз в неделю к удовольствию посетителей здесь играл османский военный оркестр. Потом парк много раз перестраивали сначала англичане, а после 1948 года уже израильские муниципальные власти. Сегодня его самой примечательной деталью является десятиметровая скульптура "Современная голова" работы знаменитого Роя Лихтенштейна, своего рода продолжение его же "Головы", установленной в Барселоне.

Комментарии
[ 0,06756 ] / [ 74 ] / [ 0,04558 ]