Рожденных в Израиле детей называют "сабрами" от слова "сабрес" - съедобный плод кактуса опунция (колючий с внешней стороны и сладкий внутри). Сабры — термин, обозначающий евреев — уроженцев Израиля. На конец 1998 г. сабры во втором поколении составляли 1,2 млн. чел.
Цабар родом из Мексики, а еще его выращивают в Чили и в Италии. У него нет листьев, а стебли плоские и овальные, покрытые колючками. Многие думают, что это и есть листья. Молодые стебли идут на корм скоту. А из косточек цабара выжимают масло.
На этих стеблях растут розовато-желтые плоды. Они усеяны такими мелкими колючками, что при сборе надо защищать не только руки, но и рот: колючки могут туда попасть и даже нарушить дыхание. Я этого не знала и как-то раз, живя в кибуце, отправилась собирать сабры.
Сабрес применяют в кулинариии этот плод используется и в народной медицине.
Кактус и его препараты применяются при заболеваниях: - диабета; - дыхательной системы; - зубов и полости рта; - для ухода за кожей; - для ухода за волосами; - нервной системы; - при нарушении обмена agro.agroblogs.com веществ; - как общеукрепляющее средство; - опорно-двигательного аппарата; - для очищения организма; - пищеварительной системы; - похмельного синдрома; - сердечно-сосудистых заболеваниях; - ушей.
Слово впервые было использовано 18.04.1931 журналистом Ури Кейсари в статье «Мы листья кактуса!», опубликованной в газете «Почта сегодня»; в статье он выступал против внешне высокомерного отношения коренных израильтян к новым репатриантам. Это сравнение с колючим пустынным растением , у которого сладкий и мягкий плод покрыт шкуркой с колючками, намекает на то, что сабра-кибуцник «колючий» снаружи, но «мягкий» и «сладкий» изнутри.
В политическом смысле движение сионистов использовало термин для восхваления «нового еврея», образ которого был создан в самом начале XX века. В противоположность «старому» типу еврея, который родился на чужбине и, согласно стереотипному образу, был «буржуем», «новый еврей» представлял тип поселенца, пахаря и трудяги. «Старый еврей» не предпринимал ничего для самозащиты, в то время, как сабра защищает отечество с оружием в руках.
Ивритское слово «цабар» изначально было сленговым, но постепенно превратилось в нормативное, служившее для описания еврея, уроженца Израиля. Когда слово было сленговым, ударение падало на первый слог, а когда оно стало стандартизованным, ударение стало падать на последний слог, как в большинстве слов современного иврита.
Коренные жители Израиля…люди, родившиеся в жаркой, солнечной и неповторимой стране.
Попадаешь на оживленные улицы Тель-Авива и думаешь: «Почему они все кричат друг на друга, ругаются…в очереди, в автобусе, на рынке?» Гам, гул машин, детский смех, звонки велосипедистов, пытающихся проехать по тротуарам, бесконечно громкие разговоры по телефону, без всякого стеснения. Наверное, горячие люди…кто-то задержался на светофоре – тут же десятки гудящих машин, спешащих неизвестно куда, торговцы на рынке, от криков которых хочется закрыть уши. И, кажется, что на всех, всегда кричат. «Да нет же, в Израиле просто так разговаривают» - скажут вам, и будут совершенно правы.
Однако, если вдруг на улице, в автобусе, да где угодно кому-то стало плохо, вдруг кто-то просто споткнулся и упал, зацепился, ударился – мимо точно не пройдут, помогут, довезут куда надо, поднимут, позвонят, вызовут скорую, сделают все, чтобы увидеть, что человек в порядке. Не зря израильтян называют «сабрами».
Сабр – плод кактуса опунции, очень колючий снаружи и сладкий внутри. Этот плод можно увидеть на огромных кактусах, растущих вдоль дороги, красного или желтого цвета. Когда их покупают, на руку надевают специальный пакет, чтобы не уколоть пальцы. Зато стоит его разрезать, и он очарует вас своим ароматом и сладким вкусом. Так и люди, родившиеся в Израиле. Они очень вспыльчивы, громки – но это только на первый взгляд, в душе же (ударение на последний слог) они добрые и отзывчивые.
Народные умельцы пытались сделать из сабра национальный израильский ликер, но идея не прижилась. То ли вкус был не совсем тот, который ожидали получить, то ли напиток не выдержал конкуренции с текилой – но в 1963 году израильтяне полностью отказались от производства ликера из кактуса. А вот название осталось.
И сегодня любимым напитком израильтян и гостей Израиля является ликер со звучным названием «Сабра», тем более что он является еще и самым известным. Существует 3 вкуса, и тут, каждый волен выбирать то, что ему по душе. Шоколадно-апельсиновый, кофейный или со вкусом и ароматом бренди и апельсина. Последний, кстати, сочетает в себе символы земли Израиля: виноградники и апельсиновые рощи. И если после поездки в Израиль кто-то утверждает, что попробовал настоящий сабр, уточните о чем идет речь: о плодах кактуса или всеми любимом ликере.