Кумран и свитки Мёртвого моря

Кумран (араб. «две луны») – это район одноименного ущелья (араб. вади) на северо-западном побережье Мёртвого моря. К северу от ущелья на возвышенности на расстоянии около 1.5 км от берега находятся руины иудейского поселения библейского времени, носящего условное имя Хирбет (от араб. руины) Кумран, где и расположен Национальный парк Кумран.

Организованного доступа к пещерам нет, но уже начала строиться тропа длиной около 2.5 км, по которой можно будет добраться до места первых находок (1947), хотя, по некоторым сведениям, фрагменты рукописей «всплывали» уже в XIX в. и могли столетиями использоваться кочевниками для растопки костров и т.п. Найденные манускрипты исследователи условно делят на три группы: библейские тексты, апокрифы и документы закрытой иудейской общины (возможно, ессеейской, хотя это слово в свитках не упоминается). В библейских книгах есть отступления от «современного» канона.

Кумран - место, где была сделана важнейшая археологическая находка человечества, так называемые Свитки Мертвого моря или Кумранские рукописи находится в северной части западного побережья Мертвого моря. 


Сегодня здесь археологический парк, где можно увидеть раскопки центрального комплекса кумранитов, их водную систему и пещеры, где прятались знаменитые рукописи. Здесь показывают небольшой фильм о Кумране на разных языках, в туристическом центре есть сувенирные магазины, кафетерий и ресторан. Сюда ежедневно приезжают сотни и сотни туристов, чтобы увидеть место, где была совершена эта уникальная находка, уникальная не только сама по себе, но и историей ее совершения.

Зимой 1947 года бедуинские пастухи в поисках пропавшей козы случайно наткнулись на пещеру, в которой и была обнаружена археологическая находка, оказавшаяся самым важным открытием, сделанным когда-либо на Святой земле.

Разумеется, оценить сделанную находку бедуины не сумели. Семь найденных свитков один из них, Мухаммед Диб Хассан, продал торговцу-сапожнику в Бейт Лехеме. Когда фрагменты этих свитков, выставленные на продажу, увидел Элиэзер Сукеник, профессор Еврейского университета в Иерусалиме, он, рискуя жизнью, поехал на арабскую территорию накануне Войны за Независимость, чтобы купить три свитка из семи. Свитки эти были выкуплены в ночь голосования ООН по созданию государства Израиль, таким образом предсказание кумранитов исполнилось буквально! Четыре остальных рулона были собственностью Мара Самюэля, архиепископа сирийского монастыря в Иерусалиме. Он предполагал, что имеет дело с христианскими документами. Даже когда он узнал, что ошибался, то не захотел продать их профессору Сукенику, надеясь, как говорят, получить за них хорошую цену в Соединенных Штатах. 

Пять лет спустя рукописи все еще не были проданы. Мар Самюэль поместил объявление об их продаже в Wall Street Journal. И надо же так случиться, что сын профессора Сукеника, Игаэль Ядин, также археолог по профессии, в этот момент был в Нью-Йорке и случайно увидел объявление! При поддержке израильских официальных лиц он посылает посредника, который, поторопившись, купил свитки за 250 000 долларов. 1 июля 1954 года рукописи возвратились в Израиль.

Профессор Сукеник, переодевшись в арабские одежды, неоднократно переходит границу, чтобы отыскать новые рукописи из того же источника. В 1956 году иорданскими археологами были открыты и исследованы еще десять пещер в Кумране. Всего было найдены десятки целых свитков, еще десятки тысяч фрагментов и многочисленные предметы обихода, относящиеся к периоду Второго Храма. Они написаны на иврите, греческом и арамейском языках; материалом послужили кожа и папирус (только один свиток - на меди). Четверть свитков содержит различные библейские тексты. Найдены также многочисленные комментарии к текстам, гимны и псалмы, официальные документы, письмо, адресованное высшим служителям Храма в Иерусалиме, и так далее.

В мире сегодня существует несколько специальных институтов, занимающихся изучением исключительно этих уникальных рукописей - в Англии, Израиле и России. Издано и опубликовано несметное количество работ на всех языках мира, в том числе и на русском. Значительная часть свитков, находившихся в Иордании, изучалась так называемой международной группой ученых в музее Рокфеллера в восточной части Иерусалима. В 1967 году, после освобождения Восточного Иерусалима, музей и все свитки в нем находящиеся попали в руки Израиля, где и хранятся до сих пор. Исключение составляют лишь отдельные пергаменты, находящиеся в различных местах мира и знаменитейший Медный Свиток, в момент освобождения Иерусалима находившийся на выставке в Аммане, столице Иордании, так там и оставшийся.

Медный Свиток сегодня выставлен в археологическом музее Аммана. Религиозная секта ессеев, удалившаяся от мира, чтобы жить в святости и чистоте, ожидая прихода Мессии, специально сохранила эти свитки для будущих поколений. Наиболее интересны некоторые свитки: так называемый Медный Свиток и рукопись, озаглавленная «Борьба сынов Света с сынами Тьмы», а также «храмовая рукопись» и целый ряд других. Медный Свиток, вычеканенный на меди в 1-м веке нашей эры содержит текст на иврите, в котором перечисляются сокровища и храмовая утварь, спрятанная в различных местах Иудеи – в пустыне и в окрестностях Иерусалима. В других свитках содержатся тексты, предвосхищающие будущие тексты христианства, такие как «Апокалипсис» и «Нагорную проповедь».

В связи с этим чрезвычайно важным становится вопрос датировки этих рукописей и многие христианские ученые «натягивают» датировку рукописей поближе ко временам Иисуса. Очевидно однако, что тексты эти записаны в 1 и 2 веках до нашей эры и датировка эта однозначна. Таким образом, становится понятно, что многие христианские идеи и тексты берут свое начало в Кумране, задолго до периода жизни Иисуса.

Не менее важна датировка для определения образа основателя (либо духовного руководителя секты), которого кумраниты называли «море ха-цадик» - Учитель Праведности, и частное имя которого было Иоханаан. Именно этот человек, судя по всему, послужил прообразом новозаветного Иоанна Крестителя, жившего, по христианской традиции, на полтора столетия позже. Именно поэтому для христианской теологии кумранские рукописи также являются чрезвычайно важной находкой и источником знаний.

Кумранская секта, называвшая себя «Яхад», что в переводе означает «вместе», являлась еврейской сектой ессейского типа. Ессеи появились, очевидно за 200 лет до нашей эры и жили не только в Кумране, но и в других местах вдоль Мертвого Моря – Эйн Фешхе и Эйн Геди. Упоминание этого течения иудаизма есть у многих античных авторов: Иосифа Флавия, Филона Александрийского и других. Флавий пишет даже, что в течении трех лет жил среди них прежде чем отправиться учиться в Рим. 

Во время царствования Ирода ессеи покинули Кумран, а их постройки были разрушены землетрясением. Примерно тридцать лет спустя, они возвратились и стали готовиться к «концу света». Секта, скорее всего, исчезла в 68 году нашей эры, когда римляне сожгли их поселение. 

Во время восстания Бар Кохбы здесь стоял римский гарнизон, а затем Кумран был заброшен и пребывал в безвестности 18 столетий. Ессеи уходили от суеты, жили простым трудом на земле, презирая богатство и знатность, считали полезным и богоугодным воздержанность во всем - философия, очень близкая к философии христианства. Говорят даже, что Иисус вышел из этой секты, был одним из ее членов. Ессеи вели споры, можно ли заниматься физической любовью и рожать детей, что уже противоречит заповедям иудаизма. От полного полового воздержания их удержала только мысль о том, что в этом случае их секта быстро и неминуемо вымрет. 

Ессеи жили по своему календарю, справляя общепринятые еврейские праздники в совершенно другие числа, не пользовались галахическими постановлениями и заповедями, жили только по письменной Торе, чем напоминают более позднюю секту караимов, которые являются, возможно, если и не физическими, то духовными наследниками ессев.

Секта была довольно закрытой, известно о ней не так уж много. Судя по их кладбищам, было их совсем не много. На ессейском кладбище в Кумране найдено около 1000 скелетов, из которых менее трети - женские и детские, остальные - мужские. После того, как территория западного побережья стала частью государства Израиль в результате Шестидневной войны 1967 года, здесь были произведены уже серьезные систематические раскопки и на месте, где стояла ессейская деревня, и в пещерах, где жила часть секты и где были спрятаны знаменитые рукописи, общим количеством около 700 связных текстов. 

Выяснилось, например, что и до ессеев здесь было еврейское поселение, возможно, относящееся к периоду правления царя Узии. Была раскопана центральная башня поселения, хорошо защищенная от нападения, вход туда вел только из соседнего здания через второй этаж. Была раскопаны также рефекториум - общая столовая и скрипториум - место где изготавливались кожи для рукописей, наносились тексты и хранились готовые свитки. Место это считалось ритуально чистым, в нем не жили - жилые помещения находились чуть дальше к югу. 

Здания носят отчетливые следы ремонта того периода, когда они находились в употреблении. Еще южнее - склады провизии и инструментов. С места раскопок видна так называемая «четвертая пещера», где было найдено больше всего рукописей, сыгравших в истории столь важную роль, что даже хранение этих рукописей уникально - специальное здание в Музее Израиля - Храм Книги - сооружено таким образом, что в случае опасности может немедленно быть опущено вместе со всем содержимым в бетонную шахту глубиной сорок метров. Больше никакие ценности так не хранят. Важнейшее значение рукописей Мертвого Моря не только в подтверждении аутентичности текстов Ветхого Завета, в чем сомневались многие ученые до находки кумранских свитков, но и в важности понимания происхождения многих христианских идей и текстов, книги «Апокалипсис» и других, а также удивительное предвидение ессеев, предугадавших разрушение Храма и Иерусалима и то, что их рукописи будут найдены через 2 тысячи лет, когда вновь возникнет на этой земле еврейское государство.


Комментарии
[ 0,08646 ] / [ 75 ] / [ 0,06299 ]